Многие автолюбители хорошо знают, что от качества и эффективности горения рабочей топливно-воздушной смеси зависит легкость запуска, мощность, экономичность и устойчивость работы двигателя на разных режимах. За поджиг смеси непосредственно в камере сгорания отвечают свечи зажигания.
На этих деталях образуется электрическая искра для воспламенения топливного заряда. При этом в ряде случаев элементы принято считать так называемыми «расходниками» с ограниченным сроком службы. Сегодня в продаже доступны изделия различных производителей, каждый изготовитель заявляет определенный ресурс для своих продуктов, то есть через сколько км. менять свечи зажигания.
Как правило, для различных типов ДВС подобные изделия могут быть обычными или с увеличенным сроком службы. Исходя из конкретных данных производителя, можно четко понять, через сколько менять свечи зажигания разных типов. Однако при всей кажущейся простоте на практике ситуация несколько отличается.
В этой статье мы рассмотрим, когда нужно менять свечи и как часто менять свечи зажигания, как понять, что пора менять свечи зажигания. Также мы ответим на частые вопросы, сколько ходят свечи зажигания и что влияет на их ресурс, как правильно заменить свечи и можно ли менять свечи по одной, сколько стоит замена свечей зажигания, зачем менять свечи зажигания, если старые работают и т.п.
Характеристики свечей зажигания
- Калильное число. Этот параметр отображает давление, при котором возникает калильное зажигание. Чем выше калильное число свечи, тем с более высокими температурами она может работать.
Выпускаются модели для трех тепловых режимов:
-
- Холодными (КЧ от 20 и выше);
- Средними (КЧ от 17 до 19);
- Горячими (КЧ от 11 до 14).
- Размер головки под ключ. Варьируется от 14 до 24 мм.
- Длина резьбы.
Свечи бывают:
-
- Короткие (12 мм);
- Средние (19-20 мм);
- Длинные (25 мм и более).
- Зазор между электродами. Варьируется от 0,5 до 2,0 мм.
- Материал. Используются:
-
- Медь/хромо-никель
Стандартный недорогой вариант. Ресурс — 25-30 тысяч км; - Платина и другие драгоценные металлы
Менее подвержены образованию нагара. Ресурс — около 50 тысяч км; - Иридий
Наиболее дорогой и качественный вариант. Ресурс — примерно 100 тысяч км.
- Медь/хромо-никель
Диаметр резьбы свечей зажигания составляет 14 миллиметров.
Типы и количество электродов
Мы уже вскользь упоминали, что боковых электродов может быть несколько. Одноэлектродная свеча имеет по одному центральному и боковому электроду, отличается простотой изготовления и невысокой стоимостью. Это наиболее распространённый тип СЗ, которому насчитывается не один десяток лет.
Они и сегодня весьма распространены, а на старых автомобилях это единственный допустимый вид расходников. Но простота конструкции не означает, что такую свечу невозможно усовершенствовать. Работы в этом направлении ведутся постоянно, а в качестве примера можно назвать свечи, у которых боковой электрод является биметаллическим (сталь с добавлением меди), что позволяет в определённой мере охладить свечу в процессе работы.
Ещё одно направление для совершенствования СЗ – добавление альтернативных путей для искры. Не секрет, что когда в результате длительной работы или неправильных настроек системы питания на электродах накапливается критическое количество продуктов сгорания, искре просто некуда идти.
Если предоставить ей хотя бы один альтернативный маршрут, теоретически можно добиться увеличения ресурса свечи в полтора-два раза. Один из способов реализации такого решения – распиливание электрода.
Примечательно, что такой метод практически не сказывается на стоимости, поскольку не требует добавления в конструкцию дополнительных электродов. Раздвоение центрального электрода можно наблюдать в СЗ NGK (серия V-Line), распил бокового электрода характерен для свечей Denso W20EPR-U.
Недостаток такого метода очевиден – ответвления расположены близко друг от друга, поэтому загрязняться будут примерно с одинаковой скоростью. А вот использование нескольких боковых электродов решает проблему более качественно.
Многоэлектродные СЗ, как следует из названия, имеют более одного бокового электрода, которые обычно располагаются на равном удалении друг от друга. Их количество может варьироваться от двух до четырёх, в последнем случае свеча сильно напоминает цветок с четырьмя лепестками.
Достоинство многоэлектродного изделия очевидно: при тотальном загрязнении одного из боковых электродов искра просто мигрирует на другой, который пострадал в гораздо меньшей степени. Но увеличение ресурса – отнюдь не единственное достоинство многоэлектродных изделий.
Дело в том, что в одноэлектродной свече зажигания боковой электрод нависает над центральным, из-за чего воспламенение ТВС происходит сбоку, там, где имеется промежуток между парой электродов. В этом нет ничего плохого, за исключением того, что пламя будет распространяться с некоторым сдвигом от центральной оси цилиндра. У многоэлектродных изделий боковые электроды располагаются друг напротив друга, оставляя свободным место над центральным электродом.
В результате воспламенение смеси происходит точно по центру, поэтому пламя распространяется по камере сгорания более равномерно. А это – стабильность нагрузок на стенки цилиндра, улучшение процесса сгорания смеси, увеличение ресурса цилиндропоршневой группы, увеличение мощности мотора.
А в конечном итоге – уменьшения расхода горючего, пускай и небольшое, всего на несколько процентов, но оно есть. Разумеется, стоимость многоэлектродных СЗ выше, чем у простых, но точно не в два раза – процентов на 20-30%. А вот длительность эксплуатации таких свеч уже реально минимум вдвое больше.
Отметим, что многоэлектродные свечи в настоящее время имеются в ассортименте практически всех крупных производителей, при этом конкретная реализация может существенно различаться.
В частности, речь идёт не только о количестве и расположении боковых электродов, но и о материале их изготовления. Наиболее распространёнными считаются смеси из недорогих металлов (железа, меди, никеля, цинка). Такие электроды характеризуются неплохой электропроводимостью, и вполне сносно отводят тепло. Словом, достаточно хорошо справляются со своими непосредственными обязанностями, обладая определённым (как правило, небольшим) ресурсом.
Улучшить эти показатели можно, применяя для изготовления электродов более дорогие материалы (иридий, платину, сплавы с включением серебра). Такие решения первоначально обкатывались на гоночных болидах, где и доказали свою способность увеличивать отдачу двигателя. Впрочем, не секрет, что многие другие усовершенствования также пришли в массовый автопром из мира гонок.
Например, использование свечей зажигания с электродами, имеющими заострённый конец: они способствуют увеличению мощности искры, что благоприятно сказывается и на поджоге топливовоздушной смеси, и на приёмистости силового агрегата. Отметим также, что более мощный заряд обладает способностью очищать центральный электрод от нагара – сильная искра буквально срывает с его поверхности все более-менее свежие отложения.
Но такой подход, как оказалось, не лишён недостатков: тонкий электрод подвержен нагреву в большей степени, поэтому процессы эрозии металла здесь протекают намного быстрее, уменьшая ресурс свечи. Но конструкторы нашли способ решения этой проблемы. Он оказался простым – использование вместо обычных сплавов металлов, более стойких к повышенным температурам.
Например, иридия или платины. Да, они намного дороже, но теперь у автовладельцев появилась альтернатива: менять свечи реже, но платить за них больше, или поступать наоборот. Впрочем, и здесь, как оказалось, у производителей свечей зажигания появился простор для экспериментов. Так, компания Denso использует в качестве материала изготовления центрального электрода иридий.
В любом случае применение редких/дорогих металлов при производстве центрального электрода позволило уменьшить его диаметр до 1 миллиметра (характерное значение для платиновых электродов) и даже до 0.5 мм. (иридиевые электроды). Благодаря этому удалось увеличить срок эксплуатации СЗ в 2-4 раза. Если вы хотите, чтобы свечи служили вам не 25-35 тысяч километров (а в реальности обычные свечи ходят даже меньше), а 80-100 тысяч, то придётся потратиться на иридиевые свечи. Да, они дорогие, но вы получаете возможность на длительное время забыть о свечной проблеме.
Изыски в сфере изготовления свечей зажигания продолжаются, внося сумятицу в головы конечных пользователей. Так, компания Bosch в изделиях серии Platin поместила (утопила) центральный электрод, изготовленный из платины, практически целиком в керамическое основание, защитив его таким образом от воздействия высоких температур. Теоретически это должно уменьшить износ (эрозию) электрода, но, очевидно, за счёт ухудшения искрообразования.
Существуют и другие решения, в том числе комбинированные. Так, компания Beru в СЗ серии UXT использует сплав титан и платины для центрального электрода и многоэлектродную технологию для боковых, в серии Titan ЦЭ изготавливаются из титана.
Серия Twin Tip от Denso характеризуется другим решением: здесь и центральный, и боковой электроды изготовлены из обычных недорогих металлов, но на них имеются небольшие и достаточно тонкие наросты, способствующие продлению их ресурса и увеличению мощности искры.
Другими словами, за небольшие деньги вы получаете аналог дорогих свечей с тонким ЦЭ, изготовленным из редких металлов. Похожие решения имеются и у других производителей – например, в моду входит метод установки на электроды из обычных металлов острых отростков из платины.
Словом, все известные компании, специализирующиеся на изготовлении свечей зажигания (Bosch, Champion, NGK, Denso, Beru, Brisk), продолжают экспериментировать с их конструкцией. Безусловно, это хорошо. Но, с другой стороны, выбор свечей зажигания становится всё более проблематичным – ведь производители, а вместе с ними дистрибьюторы и продавцы, всячески рекламируют свою продукцию. При этом даже если конкретная модель в одном аспекте даёт существенный выигрыш, в другом она точно будет в минусе, а об этом маркетологи стараются не упоминать.
Но есть и хорошая новость – в большинстве случаев свечи разных типов всё же оказываются взаимозаменяемыми. Если ваши штатные свечи – одноэлектродные, это не означает, что вы в дальнейшем не сможете использовать более дорогие и совершенные изделия. Например, свечи с несколькими боковыми электродами и платиновым центральным. Разумеется, если в инструкции к автомобилю не содержится конкретных показаний или запретов.
Итак, перечислим все типы свечей, встречающиеся в настоящее время, которые могут быть как взаимоисключающими, как и взаимозаменяемыми:
- стандартные одноэлектродные СЗ;
- свечи зажигания с одним обычным ЦЭ и несколькими боковыми электродами;
- иридиевые/платиновые свечи с единственным боковым электродом;
- многоэлектродные СЗ с центральным электродом, изготовленным из платины, иридия или других редких металлов.
Не исключено, что через несколько лет этот перечень пополнится ещё несколькими пунктами, но в любом случае производители заинтересованы в том, чтобы их конструкция была совместимой со штатными изделиями.
Обычные свечи с электродами из никеля, цинка, стали или меди в целом хорошо справляются со своей задачей поджига ТВС, однако из-за достаточно большого диаметра центрального электрода капли топлива, не успевшие сгореть, легко подвешиваются к поверхности электрода, «заливая» его и усложняя дальнейшую работу свечи. Особенно явно этот процесс проявляется в холодное время года, заметно усложняя пуск мотора.
Более дорогие свечи, электроды которых изготовлены из редких металлов, лишены этого недостатка – центральный электрод у них тонкий и загрязняется/заливается намного меньше. Благодаря этому удается улучшить процесс сгорания топлива и добиться улучшения других характеристик силового агрегата. При этом ресурс таких свечей удваивается или даже утраивается по сравнению с обычными, но и стоимость растёт примерно в такой же, если не большей пропорции.
СЗ последнего поколения имеют тенденцию к уменьшению размеров, поэтому при их выборе следует проявлять особую аккуратность. Совместимость в ряде случаев можно определить визуально – если понравившаяся свеча явно отличается от штатной, её лучше не покупать. Но определить на глаз разницу в несколько миллиметров можно далеко не всегда, поэтому так важно ориентироваться на технические характеристики свечи. Зная «родные», вы вряд ли ошибётесь с выбором.
Отметим также, что мы перечислили далеко не все разновидности автомобильных свечей. Но такие экзотические варианты, как факельные, плазменно-форкамерные, с конусными резонаторами, а также свечи зажигания, оснащённые боковым электродом (так называемое сопло Лаваля), встречаются в рознице достаточно редко
3 вида свечей зажигания
3 вида свечей различаются также по сроку эксплуатации.
Есть обычные, платиновые и иридиевые свечи зажигания. В свечах первого типа электроды выполнены из меди, для второго типа применялось платиновое напыление, а последние выполнены из иридиевого сплава. Платина обладает стойкостью к возникновению ржавчины. Кроме этого, она имеет меньшую чувствительность к повышенным температурам.
Такие свечи прослужат больше, потому что не произойдет их выгорания.
Иридиевые обладают похожими качествами. На иридиевых и платиновых свечах можно отъездить примерно 90 тыс. км.
Свечи стандартного типа могут прослужить около 50 тыс. км. пробега.
Но, столько можно проездить при условии, что в остальном это полностью исправное транспортное средство.
На сколько рассчитаны свечи зажигания
Как уже было сказано выше, производители подобных изделий для различных типов своих продуктов заявляют расчетный плановый ресурс. Эта цифра сильно зависит от типа свечей зажигания (с одним электродом, многоэлектродные, платиновые, иридиевые и т.д.)
Для простых одноэлектродных изделий заявленный срок службы находится на отметке около 30 тыс. пройденных километров, в то время как для многоэлектродных или свечей с серебряным центральным электродом минимальный ресурс может составлять не менее 50 тыс. В случае с иридиевыми или платиновыми вариантами встречаются цифры 80 и даже 100 тыс. км.
При этом важно понимать, что заявленные данные получены в лабораторных условиях. На практике показатели могут сильно отличаться. Дело в том, что ресурс свечей напрямую зависит от состояния самого двигателя, качества и чистоты заливаемого топлива, топливных фильтров и целого ряда других факторов и условий.
Это значит, что, например, на иридиевых или платиновых аналогах один автомобиль проезжает около 60-70 тыс. км, при этом на другом замена может потребоваться уже через 30-40 тыс. С обычными элементами ситуация похожая. Отмечены случаи, когда изделия выходили из строя на одних двигателях уже через 7-8 тысяч, тогда как на других необходимость замены возникала к 20-25 тысячам пробега.
Давайте обратимся к рекомендациям самих авто производителей. С учетом того, что свеча работает в закрытом пространстве и оценить эффективность искрообразования в ДВС визуально не представляется возможным, по этой причине замена рекомендована на каждом плановом ТО. Это значит, что менять свечи оптимально вместе с моторным маслом и фильтрами, то есть каждые 10 или максимум 15 тыс. км.
Если для обычных элементов с этим еще можно согласиться, подобная рекомендация для платиновых и иридиевых разработок является спорным моментом, особенно если учесть их стоимость и ресурс, который заявляет изготовитель. Если машина новая, на гарантии и обслуживается у «официалов», тогда это больше похоже на способ заработка дополнительных денег в рамках проведения планового ТО. Сумма зависит от того, какой двигатель и сколько свечей зажигания в машине.
При этом важно понимать, что иридиевые или платиновые версии попросту не способны так быстро выйти из строя на исправном двигателе, даже с поправкой на низкое качество топлива. Если же с мотором проблемы, тогда сильное сокращение ресурса указанных элементов системы зажигания вполне возможно.
Не беря в расчет проблемные ДВС, водители на практике выработали одно простое правило, которое одновременно является ответом на вопрос, через какой пробег менять свечи зажигания. Заключается оно в сокращении заявленного ресурса на 50% для простых свечей и на 20-30% применительно к платиновым и иридиевым аналогам.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как производится проверка свечей зажигания на искру и по другим параметрам. Из этой статьи вы узнаете об особенностях такой проверки на карбюраторных и инжекторных автомобилях.
Это значит, что если, например, платиновые или иридиевые изделия рассчитаны на 100 тыс. км, тогда легко понять, через сколько менять иридиевые свечи зажигания или другие аналоги с использованием редкоземельных наплавок на электродах. Замена необходима на отметке около 70-80 тыс. км. (при условии того, что система зажигания все это время нормально работает).
Обычные элементы лучше менять на каждом ТО вместе с заменой масла. При учете их небольшой стоимости такая замена будет по карману практически любому автовладельцу. На машинах с ГБО лучше сокращать заявленный ресурс любых свечей зажигания на 50%, так как особенности работы на газу и другие нюансы при наличии газобаллонного оборудования быстрее выводят их из строя.
Способы проверки состояние свечи зажигания
- «На искру» тестером искрообразования. Снимите высоковольтный провод свечи при выключенном двигателе, наденьте на нее черный разъем тестера и вставьте металлический наконечник тестера в разъем высоковольтного провода. Если цепь зажигания замкнута и свеча исправна, то сигнальная лампа будет мигать;
- С помощью мультиметра. Настройте мультиметр на измерение сопротивления до 20 кОм. Затем поочередно проверьте сопротивление между центральным электродом и контактной гайкой каждой свечи. Если мультиметр показывает значение в диапазоне от 2,5 до 8 кОм — деталь исправна;
- С помощью тестера/пробника для проверки свечей зажигания. Вставьте свечу в паз пистолета, накройте колпаком и нажмите на курок. Если электроды искрят и световой индикатор стенда загорается — она исправна;
- С помощью пьезоэлемента. Для данного способа понадобится пьезо-зажигалка. Удлините и прикрепите идущий от пьезо-модуля проводок к наконечнику снятой свечи зажигания. Прижмите блок к ее корпусу и нажмите кнопку — если искры не возникло, свечу надо менять;
- Посредством поочередного отсоединения проводов
Предварительно запомнив звук работы силового агрегата, поочередно отсоединяйте провода от свечей. Продолжайте прислушиваться — проблема в той из них, при отсоединении которой звук останется прежним.
Признаки неисправности для замены свечи зажигания
- Пепельный или масляный налет, сажевый нагар, лаковые или шлаковые отложения, оплавление электрода или изменение его цвета;
- Запах бензина;
- Ухудшение динамики;
- Коричневый цвет и трещины внизу изолятора;
- Повышенный расход топлива;
- Пропуски зажигания и троение двигателя;
- Провал мощности при резком нажатии на педаль газа.
При этом те из перечисленных неполадок, которые связаны с двигателем, могут сигнализировать и о множестве других проблем, однако свечи зажигания стоит проверить в первую очередь.
Как понять, что необходима замена свечей
Как правило, выход из строя указанных элементов системы зажигания сопровождается явными и косвенными признаками. Например, от бензина низкого качества происходит ускоренное выгорание электродов, в результате силовой агрегат начинает работать неровно, с перебоями, троит и т.п.
При езде отмечается снижение мощности ДВС, ухудшение тяги, задержки реакции мотора на нажатие педали газа, перерасход топлива, изменение цвета выхлопа. Однако снижение эффективности работы может быть выражено и не так явно, то есть агрегат работает ровно. Именно по этой причине некоторые водители эксплуатируют простые версии 40-50 тыс. км, намного превышая допустимые интервалы их замены.
Очень часто бывает и так, что водитель меняет свечи только тогда, когда они выходят из строя. Сразу отметим, что это неправильный подход. При использовании элементов, отработавших свой ресурс, все равно отмечается потеря мощности и увеличение расхода, также двигатель сильнее коксуется нагаром.
Также износ этих деталей можно определить и по внешним признакам, выкрутив их из двигателя. Если доступ к ним не затруднен, тогда состояние элементов оценивается визуально. Такие манипуляции позволяют проконтролировать зазор между электродами и осмотреть нагар.
Что касается зазора, на каждой свечке имеется специальная маркировка. Среди других символов, характеризующих те или иные параметры изделия, также содержится информация касательно величины зазоров. Как правило, на зазор указывает цифра, которая идет в маркировке последней.
Зазор указывается в миллиметрах. Также встречается вариант, когда никаких цифр в маркировке нет. Это говорит о том, что для такой детали нормой является стандарт 0.8 мм. Увеличение зазора от рекомендуемого указывает на необходимость замены элемента.
Теперь несколько слов о нагаре. Сразу отметим, что при условии нормального сгорания смеси в цилиндрах на свечах не должно быть обильного нагара, так как электроды свечей имеют возможность самоочистки. Обнаружение нагара черного или белого цвета также не указывает именно на плохое качество элементов. Дело в том, что к такому нагарообразованию могут приводить проблемы с системой питания ДВС, неправильно выставленное зажигание и т.д.
Главное, обращать внимание на то, все свечи покрыты нагаром или только некоторые. Именно отличие их по виду друг от друга является признаком необходимости замены. Кстати, свечи зажигания рекомендуется менять все (комплектом), а не по одной, заменяя только наиболее изношенный/разрушенный элемент.
Рекомендуем также прочитать статью о том, почему образуется нагар на свечах зажигания. Из этой статьи вы узнаете об основных причинах такого нагарообразования.
Еще одним поводом к замене всего комплекта являются дефекты керамического изолятора. К таким дефектам относится наличие трещин, которые заполняются характерным коричневым налетом, также на выход из строя указывает появление коричневой юбки на электроде. Такой признак указывает на то, что происходит расслоение стального корпуса и керамического изолятора.
После расслоения образуется щель, в которой скапливаются остаточные продукты сгорания топлива, в результате стык металла и керамики приобретает коричневый цвет. Если стык слегка изменил цвет, тогда свечи еще можно считать рабочими, однако если юбка большая, имеет темный оттенок, тогда элемент пора менять.
Как поменять свечи зажигания
При эксплуатации автомобиля автовладельцу неизменно потребуется выполнять замену свечей зажигания, что можно сделать как самому, так и обратиться в специализированные мастерские.
В первую очередь необходимо определиться с тем, какие свечи зажигания подходят под конкретный автомобиль и приобрести качественные и оригинальные модели. Возможность проведения такой работы самостоятельно будет во многом зависеть от конструкции и особенностей двигателя.
Правильно заменить свечи зажигания можно лишь на автомобилях, в которых имеется лёгкий к ним доступ сверху или сбоку. В подобном случае всё что потребуется – это специальный ключ, которым выкручиваются свечи из глубоких посадочных колодцев. Предварительно необходимо будет отсоединить высоковольтные провода и снять катушки. После замены свечей всю систему зажигания собирают в обратном порядке.
К сожалению, сегодня многие двигатели современных автомобилей имеют сложную конструкцию, поэтому заменить свечи зажигания на них самостоятельно бывает проблематично. В подобном случае необходимо обращаться в специализированные СТО, причём стоимость такой работы может быть достаточно высокой. Мастера в сервисе не только подскажут, какие свечи зажигания поставить на машину, но и смогут быстро выполнить все необходимые ремонтные работы.
- http://KrutiMotor.ru/kogda-nuzhno-menyat-svechi-zazhiganiya/
- https://si-tools.ru/articles/kak-chasto-nuzhno-menyat-svechi-zazhiganiya/
- https://rating-avto.ru/tovar/kak-pravilno-vibrat-svechi-zajiganiya.html
- https://dzen.ru/a/X0D4iW2-jHpQWFB_
- https://gadgetok.ru/top-10-luchshih-svechej-zazhiganiya.html
- https://MarkaKachestva.ru/rating-of/1144-luchshie-svechi-zazhiganiya.html
- https://fastmb.ru/soveti_auto/1917-kak-vybrat-svechi-zazhiganiya-2.html
- https://zen-Top.ru/top-10-luchshih-svechej-zazhiganija/
- https://www.expertcen.ru/article/ratings/luchshie-svechi-zazhiganiya.html
- https://dzen.ru/a/XihHyD9UhwCu5-0g
- https://cartechnic.ru/articles/kak_vybrat_i_zamenit_svechi_zazhiganija_rejting_top-15_proizvoditelej_za_2020_god